Пешеход всегда прав. Но не всегда жив

0
16

Пешеход всегда прав. Но не всегда жив

Представьте: по городу едет автомобиль, водитель смотрит на дорогу, скорость не превышает, правил не нарушает. И вдруг, откуда ни возьмись, из-за припаркованной машины выскакивает пешеход, который так спешил, что не мог пройти лишних 20 метров до перехода или светофора… Визг тормозов, удар, и у одного человека испорчено здоровье, а у второго — жизнь. Ведь с немалой степенью вероятности водитель отправится в тюрьму, потому что в таких случаях доказать, что вина лежит на пешеходе очень и очень сложно.

К сожалению, в реальности такие истории случаются на российских дорогах чаще, чем кажется. Только в Москве в 2020 году 69% ДТП с участием пешеходов произошло по причине перехода проезжей части в неположенном месте. Огромного числа трагедий можно было бы избежать, если бы пешеходы просто соблюдали правила дорожного движения. Но, как показывает практика, взывать к здравому смыслу людей не всегда достаточно. Предприниматель, общественный деятель Дмитрий Давыдов в своем проекте «20 идей по развитию России» представил решение, которое поможет повысить ответственность пешеходов и значительно снизить количество ДТП с их участием. Если, конечно, инициатива будет замечена и поддержана на федеральном уровне. Реализовать предложение можно в сжатые сроки, было бы желание властей. Если же оно не появится, без внесения предложенных изменений в текущее законодательство в части ответственности пешеходов, мы можем и дальше говорить о безопасности на дорогах, но условный воз проблем останется на месте.

Водитель всегда виноват, а пешеход?

Вопрос ответственности пешеходов априори является полемическим. Люди, у которых нет машин, однозначно винят в авариях водителей — мол, смотрят в гаджеты, ездят пьяные за рулем, а пешеходы страдают. И, безусловно, безответственных водителей на дорогах хватает.

Но люди, которые сами управляют транспортным средством, знают, что невнимательный пешеход, который выскакивает на дорогу в сумерках или в дождь, в условиях плохой видимости — это кошмар любого водителя. Какой бы хорошей ни была реакция человека, автомобиль не затормозит мгновенно, и последствия для всех могут быть самыми плачевными.

Истина, как всегда, где-то посередине. Хотя больше аварий происходит по вине водителей, пешеходы тоже вносят в печальную статистику внушительную лепту. В 2020 году в России зарегистрировано 38 716 наездов на пешеходов. Такой вид ДТП занимает второе место по травмоопасности после столкновений автомобилей.

Самая частая причина аварий по вине пешехода в 2020 году — это переход через проезжую часть вне пешеходного перехода в зоне его видимости, затем следуют переход через проезжую часть в неустановленном месте при наличии в зоне видимости перекрестка, нахождение на проезжей части без цели ее перехода. Еще 13,1% случаев приходится на тех, кто перебегал дорогу на красный сигнал светофора.

Интересна и статистика, которую Госавтоинспекция приводила за 2017 год. Если по вине водителей произошли 19 676 ДТП, то пешеходы недалеко от них «ушли» с 13 698 случаями. Примечательно другое: если смотреть на инциденты со смертельным исходом, то здесь, как ни удивительно, чаще оказывались виноваты вовсе не обладатели автомобилей. По собственной неосторожности погибли 2335 человек (65% от общего числа), по вине водителей — 1467 человек.

Конечно, автомобиль — это средство повышенной опасности, и водитель должен быть втройне внимателен на дороге. Спрос с него должен быть гораздо больше, и это правильно. Еще в 2010 году Верховный суд РФ постановил, что в ситуациях, когда водитель сбил пешехода, перебегавшего дорогу в нарушение ПДД, все равно ответственность несет автомобилист. Если пешеход выжил, то водитель возмещает ущерб, причиненный его здоровью. Если же погиб, то оплачивает затраты на похороны и возмещает моральный вред родственникам, кроме того, может понести уголовную ответственность. Фактически была установлена презумпция виновности водителя.

Но вряд ли от этого станет намного легче пешеходам, которые пострадали или даже погибли из-за собственной неосторожности. Людям стоит помнить, что хоть закон на их стороне, они все же не бессмертные. Потому что порой волосы на голове шевелятся от картины, когда мамочка перебегает дорогу где-то в 50 метрах от перехода, уставившись в смартфон, а в метре перед ней катит малыш на самокате или беговеле.

Хорошо, если такие случаи заканчиваются благополучно. Но достаточно посмотреть сводки Госавтоинспекции или тематические подборки на YouTube, если у вас крепкие нервы, чтобы понять, что так бывает далеко не всегда.

30 сентября на севере Петербурга около 9 часов вечера автомобиль Nissan Tiida сбил 63-летнего мужчину. Изначально сообщалось, что сбит мужчина на пешеходном переходе, но, как показывает запись видеорегистратора, который, к счастью, был у водителя, мужчина в темной одежде выскочил прямо на проезжую часть со стороны заправки. Заранее заметить и затормозить его у водителя не было никакой возможности. Мужчина отделался переломом таза.

29 октября в Новосибирске мужчина решил перебежать 8-полосную (!) дорогу вне зоны пешеходного перехода. Два ряда водителей пропустили его, оказав медвежью услугу, а третий не заподозрил опасной ситуации и продолжил ехать вперед, естественно, не увидев «бегуна». И таких случаев буквально за несколько минут поисков в интернете можно найти множество.

Нарушителей нужно знать в лицо

Конечно, ответственность водителей — не менее серьезная тема для обсуждения (кстати, в рамках проекта «20 идей» есть и инициативы, которые направлены на ужесточение контроля за водителями-лихачами).

Пешеходы же по закону отделываются легче. Как указывает в обосновании своей инициативы Дмитрий Давыдов, действующее законодательство предусматривает предупреждение или штраф в размере 500 рублей, если это не создало помех в движении транспортных средств, и штраф 1 000 рублей, если помехи были созданы. Штраф может возрасти до 1 500 рублей, если был причинен вред здоровью легкой и средней тяжести. Только в случаях создания ДТП с тяжкими последствиями пешеходу может грозить тюремный срок до семи лет.

Но если автомобилисты хотя бы получают штрафы за нарушения, то пешеход может попасться, разве что если перебегает дорогу в неположенном месте прямо возле поста ГАИ. В любом другом случае на небрежность со стороны пешеходов, которые рискуют жизнью ради нескольких сэкономленных минут, закрывают глаза. И совершенно напрасно.

И здесь мы возвращаемся к идее Дмитрия Давыдова. Предприниматель предлагает использовать мировой опыт и внедрить автоматические штрафы пешеходам с помощью использования видеокамер с функцией распознавания лиц. «Такие камеры, в первую очередь, стоит установить на оживленных перекрестках, и в тех местах, где зарегистрированы наиболее частые правонарушения со стороны пешеходов. Если нарушение было зафиксировано впервые и не создало помех в движении транспорта, то в качестве профилактической меры и как альтернатива автоматическому штрафу предлагаем отправить нарушителя на обязательное прохождение специально разработанного для этих целей онлайн курса по правилам дорожного движения. В этом случае система может автоматически высылать нарушителю инструкцию по прохождению онлайн курса на базе правительственных электронных ресурсов и инструкцию по оплате штрафа, если нарушитель отказывается пройти курс в указанный срок. За любые последующие после прохождения курса нарушения предлагаем автоматически выписывать штраф», — поясняет предложение Давыдов.

Такая практика уже внедряется во многих странах мира. Например, в китайском городе Шэньчжень человек, который попал на камеру при неправильном пересечении дороги, сразу же получает текстовое сообщение со штрафом. Более того, власти не ограничиваются финансовым воздействием, а применяют и моральные рычаги — на перекрестках установлены мониторы, которые показывают фотографию, имя, фамилию и государственный идентификационный номера нарушителя. Так сказать, чтобы страна знала своих «антигероев».

В китайском Цзинане действует похожая система с распознаванием лиц, но там нарушителей-пешеходов не просто штрафуют, а предлагают на выбор заплатить денежный штраф, пройти онлайн-курс по правилам дорожного движения или помогать полицейскому в регулировке движения в течение 20 минут. После внедрения системы количество нарушений со стороны пешеходов сократилось с 200 до 20 случаев в день на одном загруженном перекрестке.

Дорога с двусторонним движением

Мы, конечно, не китайцы, но, по мнению автора «20 идей», технически Россия вполне готова к внедрению подобных мер. Наша страна входит в тройку мировых лидеров по количеству установленных видеокамер после

Китая и США, а МВД и так активно внедряет систему распознавания лиц для борьбы с преступностью и правонарушениями.

Летом этого года стало известно, что власти работают над созданием государственной информационной системы «Национальная платформа видеонаблюдения», которая объединит камеры по всей России в «единый контур». Разработка системы и установка новых камер обойдется в 250 миллиардов рублей и займет пять лет.

Если уж такая система разрабатывается, власть должна использовать ее максимально эффективно, с пользой для общества. А с опытом последних лет настроить такую систему и внести необходимые поправки в законодательство будет совсем не сложно, была бы политическая воля.

Можно заранее предсказать, что если у нас начнут внедрять систему автоматического распознавания лиц и штрафов пешеходов-нарушителей, начнутся крики о том, что «Большой брат» за нами следит и вообще это нарушение прав человека.

Вот только внедрение камер по автоматической регистрации нарушений ПДД со стороны водителей на территории всей страны пешеходов совершенно не возмущает. Особенно когда аварийность в зонах наблюдения видеокамерами снижается. Например, в Подмосковье общее количество ДТП на участках измерения средней скорости за 2020 год сократилось на 45% по сравнению с 2019-м, количество погибших и пострадавших уменьшилось на 4%.

«Расширение системы автоматической видеофиксации и на пешеходов выглядит логичным шагом на пути к снижению нарушений по вине этих участников дорожного движения. Когда видеокамеры нового поколения будут задействованы в борьбе с нарушениями со стороны пешеходов, появится новый существенный сдерживающий фактор», — пишет Давыдов.

Если человек будет знать, что за переход дороги в неположенном месте или пробежку на красный свет ему автоматически прилетит штраф, он дважды подумает, прежде чем нарушать. А в идеале и вовсе отучится от такой пагубной привычки. Все же безопасность на дорогах — это дорога с двусторонним движением, простите за каламбур, и ответственность за нее несут не только водители, но и пешеходы.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь