Общие сведения, преимущества и недостатки полного привода

Система полного привода появилась еще в середине прошлого века, а сама технология постоянно видоизменялась, обеспечивая максимальную проходимость и улучшение управляемости автомобиля. Поговорим поподробнее о разновидностях полного привода и о преимуществах такой трансмиссии для автомобиля.

Если первоначально системы полного привода использовались лишь на внедорожниках, которые предназначались для утилитарного использования, то в последующем многие автопроизводители стали оснащать своим джипы и легковые автомобили такими трансмиссиями, которые улучшали управляемость машины, обеспечивая отличную проходимость. Первопроходцем в этой области стала компания Audi, которая разработала полный привод под названием Quatro и устанавливала его на многие свои легковые автомобили.

Сегодня система полного привода широко используется крупными автопроизводителями, которые предлагают легковые модификации своих автомобилей, имеющие интеллектуальный полный привод, позволяющий оптимальным образом перераспределять крутящий момент, обеспечивая тем самым улучшенную управляемость и проходимость. Благодаря совершенствованию технологии удалось существенно снизить расход топлива таких машин, улучшив общую надежность транспорта.

Неудивительно, что сегодня многие покупатели, выбирая себе новые автомобили, отдают предпочтение полноприводным моделям, которые не только обеспечивают улучшенную управляемость, но и позволяют уверенно себя чувствовать в зимнее время года, когда дороги запорошены снегом и покрыты голым льдом. В данном случае полноприводная система позволяет обеспечить безопасность эксплуатации автомобиля, предотвращая его занос и неуправляемое скольжение на обледенелой дороге.

Подключаемый вручную полный привод

Конструкция подключаемого вручную полного привода пользовалась популярностью в недавнем прошлом, однако сегодня считается уже устаревшей и практически не встречается на современных автомобилях. Принцип работы такой ручной полноприводной системы достаточно прост. В обычном режиме машина является моноприводной, и лишь после активации водителем системы полного привода крутящий момент подаётся на переднюю и заднюю ось в процентном соотношении 50 на 50. Фактически, такой режим эксплуатации автомобиля возможен лишь на бездорожье или скользкой дороге. А вот на твердом покрытии автомобили, у которых имеется перераспределение крутящего момента 50 на 50 на переднюю и заднюю ось, будет плохо поворачивать, а управление машиной становится небезопасным.

Сегодня большинство крупных автопроизводителей отказались от такой конструкции, поэтому подключаемый вручную полный привод можно встретить лишь на машинах, которые имеют утилитарное значение, и были спроектированы специально для их эксплуатации в условиях бездорожья.

Система постоянного полного привода

В восьмидесятых годах прошлого века многие автопроизводители стали вести активные разработки в области создания системы постоянного полного привода. В итоге им удалось разработать трансмиссии с осевым самоблокирующимся дифференциалом, который использовал Торсен или вискомуфту. Автомобили с таким постоянным полным приводом сочетали их удобство эксплуатации, отличную управляемость и улучшенную проходимость. Сегодня такая система полного привода устанавливается на автомобили Лада 4 на 4, Land Rover Defender, Toyota Land Cruiser 200 и многие другие.

В последующем система постоянного полного привода получила свое развитие, и стала называться селективной, в которой имеется возможность вручную и автоматикой отключить передний мост, после чего автомобиль становится, фактически, заднеприводным, что улучшает его управляемость при скоростном пилотаже. Такая система с отключаемой автоматикой полным приводом позволяет существенно сократить расход топлива, что по достоинству оценили многие автовладельцы.

Подключаемый автоматический полный привод

Сегодня многие автомобили частично управляются автоматикой, в том числе специальный блок отвечает за управление полным приводом. Автоматическая система получает сигналы с колёс, рулевого управления, а также других датчиков и подает сигнал на подключение полного привода, или же превращает автомобиль в классический задний или передний приводной. Отличием такой системы от селективной является возможность полностью перебрасывать крутящий момент на одну ось, при этом, когда в движение приводятся две оси автомобиля, крутящий момент может оптимальным образом перераспределяться, что и обеспечивает улучшенную управляемость автомобиля.

Если первоначально такой автоматический полный привод устанавливался лично на экстремально дорогие автомобили, то сегодня даже и бюджетные кроссоверы могут похвастаться такой системой, которая одновременно улучшает их проходимость, при этом обеспечивается отличная управляемость и экономия расхода топлива. Причём привод может распределяться по различным технологиям. Это может быть многодисковое сцепление haldex, что достаточно часто применяется на автомобилях концерна Volkswagen, так и более продвинутые электронные системы, в которых используются задние полуоси и гипоидные передачи. В последнем случае имеется возможность изменения крутящего момента даже между колесами на одной оси. Всё это существенно улучшает проходимость автомобиля, так как если забуксовали колеса слева, то автоматика перекидывает крутящий момент на правое колесо, что позволяет вызволить автомобиль из плена.

Полный привод у электроавтомобилей

Популярные сегодня электроавтомобили также оснащаются системой полного привода. Однако благодаря особенностям конструкции такой привод на каждое колесо будет существенно упрощен, так как не требуется монтировать вискомуфту и всю трансмиссию, а за приведение в движение каждого колеса будет отвечать отдельный электромотор. Автоматика лишь посылает сигналы таким приводам на увеличение или уменьшение мощности.

Особенности обслуживание полного привода

Какие-либо особенности в сервисном обслуживании таких автомобилей полностью отсутствуют. Единственное, что может доставлять определённое беспокойство, так это часто выходящие из строя шрусы, на которые на полноприводной трансмиссии приходится повышенная нагрузка. Поэтому автовладельцу потребуется раз в 50 000 километров и чаще выполнять замену шрусов, что и позволит гарантировать беспроблемность эксплуатации транспортного средства.