Кто должен погашать ущерб при аварии с участием пешехода?

У многих автолюбителей на слуху нашумевшие истории о том, как по суду обязали пешехода выплатить ущерб автовладельцу за имевшие место дорожно-транспортного происшествие. Причём суд вынес решение оплатить урон для здоровья пешехода автовладельца, что было покрыто страховкой ОСАГО, а пешеход должен был погасить куда большую сумму, которая потребовалась на ремонт автомобиля. Кто должен платить при авариях, когда пешехода сбивают на перекрестке или вне установленного перехода.

Виновные всегда платят

Подобная ситуация, когда и водитель, и пешеход должны выплатить друг другу нанесённый ущерб не является парадоксальной, а полностью соответствует действующему Гражданскому кодексу. В первую очередь транспорт является источником повышенной опасности и вне зависимости от степени вины, водитель всегда должен покрыть расходы по вреду жизни и здоровью пешехода. Мелкие травмы покрывает ОСАГО, а вот при тяжелых увечьях или смерти размер такого вреда будет чрезвычайно высок, он не покрывается страховкой и его требуется погашать самостоятельно из своего кармана.

Эта норма по причине своей весомости часто становится сюрпризом для многих автовладельцев. По сути, даже если нам под колёса на скоростной трассе бросается пьяный пешеход, он погибает или остается инвалидом после такой аварии, то водитель должен погашать ущерб, нанесенный его здоровью или же выплачивать определенную компенсацию, установленную судом его родственникам.

В действующем законодательстве имеется ряд исключений, которые могут освободить от полной ответственности автомобилиста. Однако доказать, что пешеход намеренно бросился под колёса зачастую бывает проблематично. Любой опытный юрист, которого наняли представители пострадавшей стороны, докажет, что дорожно-транспортное происшествие произошло по невнимательности пешехода, соответственно, умысла бросаться под колёса у него не было. В итоге, автомобилист должен полностью погасить весь ущерб как владелец источника повышенной опасности.

Также имеется и обратная ответственность пешехода при дорожно-транспортных происшествиях перед водителем. Если органы ГИБДД или через суд признают его виновным в дорожно-транспортном происшествии, пешеход должен погасить все затраты автовладельца на ремонт транспортного средства. Подобную норму закона подтвердил Конституционный суд, после чего было зафиксировано существенное увеличение количества исков, когда автовладельцы требовали с пешеходов возмещение ущерба за нанесённые повреждения при дорожно-транспортных происшествиях.

В ряде случаев страховые компании при наличии у автовладельцев полиса КАСКО погашают ущерб от ДТП с участием автомобиля и пешехода, однако в последующем они имеют право истребовать с виновника аварии, то есть пешехода необходимую сумму. Обычно такие разбирательства заканчивались в суде с последующим обращением к приставам, которые помогали взыскать задолженность с неплательщика. В настоящее время все чаще звучат призывы к пересмотру подобной практики, так как страховые компании, а также автовладельцы, пострадавшие в ДТП, обращаются к пешеходам или семье погибшего виновника дорожно-транспортного происшествия, предъявляя им соответствующие иски и взыскивая деньги на ремонт транспорта.

Кто больше рискует?

С точки зрения физических увечий куда больше рискуют при дорожно-транспортных происшествиях пешеходы. Повреждения, полученные в аварии, чрезвычайно коварны, вплоть до инвалидности и смерти. Однако в последние годы ГИБДД проводит целенаправленную политику, по которой пешеход считается всегда правым на дороге. Это привело к тому, что многие люди переходят дорогу, не убедившись в собственной безопасности, что и приводит к многочисленным дорожно-транспортным происшествиям с тяжелыми последствиями.

В отличие от автомобилистов, ущерб от действий который погашается ОСАГО, у пешеходов таких страховок нет, соответственно весь урон при ДТП им приходится повышать из своего кармана. Подобное приводит к судебным тяжбам, а также необходимости обращаться в службу приставов, которые взыскивают с граждан числящиеся за ними долги. Однако для автовладельца такое ожидание суммы компенсации за нанесенный ущерб может растянуться на многие месяцы и даже годы.

Если говорить об автовладельцах, то их риск при дорожно-транспортных происшествиях куда меньше. Если такое столкновение произошло на малой скорости, то весь ущерб составляет лишь повреждение транспортного средства. Ущерб для здоровья, который по действующему кодексу должен оплатить водитель, попадает под действие ОСАГО, соответственно при легких и средних травмах можно вложиться в лимит по страховке, что избавит от необходимости из своего кармана выплачивать какие-либо суммы пострадавшей стороне.

Однако необходимо помнить об осторожности при таких дорожно-транспортного происшествия. В первую очередь, если авария произошла на высокой скорости, то велик риск потерять управление на автомобиле и вылететь в кювет или «на встречку». Даже если ДТП произошло на небольшой скорости, но при этом пешеходу нанесены тяжкие повреждения, повлекшие инвалидность или смерть человека, то размер ущерба здоровью при аварии может быть столь высок, что его не будет покрывать полис ОСАГО. В результате водителю, который признан невиновным в таком ДТП, всё же в последующем придется выплачивать из своего кармана расходы на лечение пострадавшей стороны.

Опыт стран Западной Европы

В странах Западной Европы давно решены подобные проблемы. Соответственно, автомобилисты будут защищены от подобных неприятностей, когда им необходимо будучи полностью невиновным в аварии выплачивать какие-либо средства пешеходу, официально признанному виновником дорожно-транспортного происшествия. Весь ущерб покрывает страховка, вне зависимости от размера взыскания. Если же повреждён автомобиль и такое покрытие не попало под страховку, то его выплачивает пострадавшая сторона, причём каких-либо сложностей с взысканием долга в большинстве случаев не возникает.

Подведем итоги

Дорожно-транспортное происшествие — это всегда большая неприятность для пострадавшей стороны и виновника ДТП. Куда хуже, если произошла авария с участием автомобиля и пешехода. По действующему законодательству автовладелец, вне зависимости от степени вины, должен выплатить пешеходу ущерб его здоровью. Если же в аварии признан виновником пешеход, то по суду его обязуют возместить ущерб на ремонт транспорта автовладельца. По сути, несут расходы обе стороны, вне зависимости от их степени виновности.